Макетная мастерская
"Новый аспект"
Санкт-Петербург,
ул. Маяковского, 50 Б
Макетная мастерская

Заказчику понравятся ваши идеи! Мастер-класс. 20.11.2010

Как сделать так,чтобы заказчику понравился архитектурный проект? Как объяснить, что это действительно красиво и современно? Ведь часто заказчик не готов увидеть в проекте то, что вложил в него автор. Есть способ! Наиболее действенным инструментом является архитектурный макет – он всегда понятен и интересен даже для человека не имеющего отношения к архитектуре. Но задача сделать не просто макет. Нужен внимательный анализ идеи автора и разработка дизайна будущего макета для получения максимально положительного эффекта. В этой статье мы рассмотрим варианты работы с дизайном архитектурного макета в зависимости от поставленной задачи.

Макетная мастерская «Новый аспект» выпустила в ноябре 2010 года презентационные макеты по трем архитектурным проектам: Олимпийский вокзал в г. Сочи (макет- Пархоменко В., Ватаман А.), Ладожский вокзал в Санкт-Петербурге (макет – Прицепа О., Иконников Ф.), многофункциональное здание в Лондоне (макет – Ициксон Я., Пюрвеев Б.). Объекты проектирования сильно отличаются друг от друга – это  потребовало определенного подхода в изготовлении каждого из макетов. На примере этих проектов мы проведем анализ выбора дизайна, технологии и других аспектов работы над архитектурными макетами, которые позволяют наиболее четко оформить и донести до зрителя идеи автора (Архитектурная мастерская «Студия-44»).

Олимпийский вокзал в г. Сочи – крупный архитектурный объект, имеющий по замыслу авторов выразительную динамичную форму. Для изготовления архитектурного макета мы выбрали концептуальный вариант дизайна –  монохромную графику. Здание вокзала выполнено белым и контрастирует с подосновой макета, которая решена в серой гамме. Таким образом, нарочитый контраст позволяет достигнуть главной цели – подчеркнуть выразительную форму здания. Макет не выглядит излишне строгим или унылым, не смотря на такой концептуальный подход, так как все оттенки серого тщательно подобраны и хорошо сочетаются между собой, а стаффаж – изображения деревьев, автомобилей и фигурок людей – выполнен белым. Для усиления эффекта контрастности планшет окантован черным пластиком. Макет изготовлен в масштабе 1:333 и имеет размер подосновы 0,9 х 1,8 м. Материал для изготовления – пластики различных толщин – технологически удобны для выполнения любых деталей. Необходимый цвет придается покраской. Совсем другой стиль был выбран для следующего архитектурного макета по проекту Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге. Макет изготовлен для постоянной экспозиции в архитектурной мастерской «Студия-44». Объект не новый и хорошо известен, поэтому в данном случае не имеет смысла как-то особенно подчеркивать архитектурную композицию. Напротив – макет должен быть максимально реалистичен и детально проработан, так как зритель, рассматривающий модель, будет искать знакомые ракурсы и детали. Для макета выбрана цветовая гамма, близкая, насколько это возможно, к реальному проекту. Одна из запоминающихся черт проекта – арочные металлические конструкции в интерьере центральной части вокзала – воспроизведены в макете и  хорошо просматриваются через остекление фасадов. Принят масштаб 1:200, который позволяет проработать детали, но, в то же время, не «раздувать» до больших размеров планшет (размер подосновы 1,5 х 1,35 м). Основным материалом для изготовления макета стал цветной картон, который дает необходимую в данном случае фактуру поверхностей.

Серьезного анализа потребовал проект многофункционального здания в центре Лондона (фото вверху). В первую очередь были изучены методы и подходы к архитектурному макетированию в Великобритании, так как макет предназначен для английского инвестора. Источниками информации стали Интернет, архитектурная литература и экспозиции английского павильона на Венецианской Биеннале, где мы имели возможность присутствовать и непосредственно наблюдать выставленные там архитектурные макеты. Главным образом, при изготовлении макетов с фрагментами исторической застройки использовано дерево. Макеты лаконичны и даже «суховаты» на наш взгляд, что видимо является проявлением традиционного английского консерватизма. Для изготовления нашего макета также было решено использовать дерево, а именно дуб. Само здание имеет выраженную пластику главного фасада и активную высотную доминанту на втором плане. При этом комплекс органично вписан в планировку исторической застройки. Мы приняли масштаб макета 1:200, что дало возможность достаточно крупно изобразить здание и показать примыкающие кварталы застройки, являющиеся частью композиции, использовав при этом компактный планшет квадратной формы (размер подосновы 0,7 х 0,7 м). Первоочередным моментом стала необходимость подчеркнуть именно динамичный объем здания и то, как он соотносится по массам с окружающей застройкой. Поэтому было принято достаточно необычное для этого масштаба концептуальное решение – изобразить здания без архитектурных деталей, которые отвлекали бы внимание от восприятия сложной формы объекта. Риск такого приема заключается в потере ощущения масштаба архитектурного макета, так как отсутствуют какие-либо элементы, имеющие условно фиксированную величину (этажи, окна, ступени и т. д.). Простое решение проблемы – введение изображений фигурок людей и автомобилей, что почти всегда полезно в макете, а в данном случае просто необходимо.

Таким образом, используя индивидуальный подход в каждом из вариантов, мы добились (или попытались добиться) наиболее положительного эффекта от макета, что дает возможность представить архитектурный проект с выгодной стороны и является позитивным и действенным инструментом в работе с заказчиком.

Более подробный иллюстративный материал по нашим макетам можно найти в разделе портфолио.

Ициксон Я.

Назад